Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2009 Педагогика школы (Секция 7) Нетрадиционный урок как средство повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка (Ничипорович Наталья Александровна)

Ничипорович Наталья Александровна

Барановичский государственный университет

Нетрадиционный урок как средство повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка

Сегодня все большее внимание уделяется человеку как личности – его сознанию, духовности, культуре, нравственности, а также высоко развитому интеллекту и интеллектуальному потенциалу. Соответственно, не вызывает сомнения чрезвычайная важность, острая необходимость такой подготовки подрастающего поколения, при которой среднюю школу оканчивали бы образованные интеллектуальные личности, обладающие знанием основ наук, общей культурой, умениями самостоятельно и гибко мыслить, инициативно, творчески решать жизненные и профессиональные вопросы.

В настоящее время проблема преподавания иностранного языка в школе особенно актуальна. Опыт школьных преподавателей и исследования педагогов–новаторов показали, что нетрадиционные формы проведения уроков поддерживают интерес учащихся к предмету и повышают мотивацию учения.

Отмечая достоинство нетрадиционных форм уроков в развитии и совершенствовании коммуникативной компетенции учащихся Г. В. Рогова отмечает, что «обучение иностранному языку в большей степени, чем какому–либо другому предмету, требует индивидуального подхода и использования нетрадиционных уроков» [1, с. 51].

Цель данного исследования – определить эффективность нетрадиционных форм уроков на начальном этапе для повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка.

Объектом исследования является процесс обучения иностранному языку на начальном этапе средней школы.

Предметом исследования выступает система нетрадиционных уроков на начальном этапе обучения.

Автор выдвигает гипотезу о том, что целенаправленное использование системы нетрадиционных форм уроков иностранного языка способно повысить мотивацию учащихся к изучению иностранного языка.

Нетрадиционные формы урока английского языка реализуются, как правило, после изучения какой–либо темы или нескольких тем, выполняя функции обучающего контроля. Такие уроки проходят в необычной, нетрадиционной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психический барьер, возникающий в традиционных условиях из–за боязни совершить ошибку. На таких уроках удается достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера.

С целью проверки гипотезы нами проведено анкетирование среди учащихся 4–ых классов гимназии № 4 г. Барановичи. В качестве испытуемых выступало 20 учащихся. Содержанием анкеты были следующие вопросы:

1. С желанием ли и интересом ты приступил к изучению иностранного языка в 3 классе?

2. Как обстоят дела теперь?

3. Что побуждает тебя изучать иностранный язык?

4. Чем тебе больше всего нравится заниматься на уроках иностранного языка?

5. Что тебе нравится на уроках иностранного языка?

6. Что тебе не нравится на уроках иностранного языка?

Результаты анкетирования показали, что большинство учащихся (80%) с интересом приступили к изучению иностранного языка. В качестве основного мотива изучения иностранного языка респонденты отметили, что изучение иностранного языка необходимо для дальнейшей учебы. Однако (5%) учащихся отметили, что изучение иностранного языка не интересно, так как появляются трудности с запоминанием слов и усвоением грамматики.

С целью определения эффективности использования нетрадиционных форм уроков иностранного языка нами были проведены уроки: урок–праздник, урок–экскурсия, ролевая игра и видеоурок с учащимися 4 класса.

При выборе форм нетрадиционных уроков нами учитывались уровень подготовки учащихся, специфика и сложность материала.

После проведения ряда нетрадиционных уроков учащимся была предложена анкета, направленная на определение эффективности системы нетрадиционных форм уроков иностранного языка, содержанием которой выступали следующие вопросы:

1. Какой из нетрадиционных уроков понравился тебе больше всего?

2. Почему понравился именно этот урок?

3. Какой нетрадиционный урок не понравился?

4. Повысился ли у тебя интерес к изучению иностранного языка? И почему?

Результаты анкетирования свидетельствуют о том, что у большинства учащихся (95%) уровень мотивации к изучению иностранного языка повысился. Нетрадиционные уроки учащимися воспринимаются весьма положительно, нетрадиционные формы обучения проходят успешно с большой активностью учеников.

Учащиеся отметили, что во время проведения нетрадиционных уроков были использованы соревновательные формы работы, большинство заданий носило коммуникативный характер, использовался проблемный материал.

На основании проведенной работы можно утверждать, что нетрадиционные формы уроков обогащают учащихся новыми впечатлениями, придают уроку привлекательность, создавая положительный психологический климат в классе, способствуют лучшему запоминанию тематического материала, развивают речевую активность и самостоятельность учащихся, и, что очень важно, позволяют реализовать воспитательные цели обучения, повышают мотивацию учащихся к учению, активизируют память и развивают личность ребенка.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтверждена, что доказывает методическую необходимость включения нетрадиционных форм уроков в процесс обучения на начальном этапе.

Литература

1. Пассов, Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / Е. И. Пассов. – 2–е изд. – М.: Просвещение, 1991. – 223 с.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы

Пишет сайт www.vindexexpo.com
купить запчасти для ремонта коробки-автомат subaru impreza