Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2008 Эстетическое образование (Секция 7) Проблема определения сущностного смысла и форм актуального искусства (Гриценко Н. А., Редько А. В.)

Гриценко Н. А., Редько А. В.

Брестский государственный университет им. А. С. Пушкина

Проблема определения сущностного смысла и форм актуального искусства

Современное искусство трудно вместить в рамки какого–либо определенного стиля, тем более, что последним настоящим стилем в искусстве является модерн. После модерна все творческое пространство начинают заполнять всевозможные течения, направления, веяния, всевозможные «–измы». Все современное искусство на данный момент характеризуется как постмодернизм. Определение отдельных направлений в его рамках их сущностного смысла и отличий является актуальным предметом для исследования.

Актуальное искусство является одним из направлений постмодернизма. Сам термин «актуальное искусство» требует отдельного пояснения, так как многие не разделяют смысловую нагрузку данного термина с такими как: «современное искусство», «концептуальное искусство» и т. п. [1].

Словосочетания «актуальное искусство», «актуальный художник» появились по инициативе самих участников актуального художественного процесса. В данном случае слово «актуальный» является эквивалентом английского contemporary (до этого момента в русском языке «современный» означало одновременно и contemporary и modern, что, лингвистически неверно). Ведь современным, по большому счету, можно назвать все, что происходит, делается, производится в настоящий момент. С этой точки зрения, пейзаж, изображающий дождливое утро и написанный, скажем, в 2000–ом году учеником художественной школы города Бреста — вполне «современен». Ничего удивительного, что «современными художниками» стали объявлять себя все, кому не лень. А термин актуальное искусство позволяет избежать подобной путаницы — в частности потому, что большинству художников, работающих в классических традициях, приятно полагать, будто бы они производят «вечное» искусство, на все времена. В их восприятии слово актуальный, несомненно, наделено негативным смыслом.

Актуальный художник (contemporary artist) занят не борьбой за право присоединить к существительному «искусство» сомнительный эпитет «вечное», и, уж тем более, не продолжением или развитием какой бы то ни было художественной традиции, а живым экспериментом [2].

В связи с этим можно привести определение актуального искусства —это происходящее здесь и теперь, самое наиновейшее, изобретаемое сейчас, и представляющее собой что–то прежде небывалое, а не воспроизводящее готовые стандарты, пускай даже хорошо [3].

По сути своей современное актуальное искусство не является тем «высоким» искусством, которое человечество унаследовало от Репина, Малявина, Шишкина. Для верной интерпретации данного направления особое значение имеет термин «art», который и переводится как искусство. Живопись старых мастеров не называли артом. Сейчас английское слово «арт» и различные производные от него («арт–критик», «арт–дилер», «арт–менеджер», «арт–тусовка», «арт–рынок») нередко употребляется отечественными критиками, журналистами, кураторами, да и самими художниками. Первоначально этот термин обозначал нелегальное современное искусство в СССР. Позже, с приобретением легальности, под ним стали понимать все современное, актуальное, новейшее в искусстве [1].

Некоторые искусствоведы замечают, что получив долгожданную легальность, современное искусство так и не стало органичной частью культуры. Изучающий современное искусство, русский арт–деятель Макс Фрай приводит интересное сравнение по поводу актуального искусства: «Оно стало чем–то вроде яркой заплатки на локте изрядно поношенного, но как бы «солидного» пиджака, сразу привлекающей внимание и чрезвычайно смущающей владельца костюма. Нравится нам это или нет, но факт остается фактом: весь пласт актуальной культуры воспринимается постсоветским обществом как самостоятельное явление, чья причастность к «нормальной» культуре более чем сомнительна» [4].

Исходя из того, что актуальное искусство не продолжает и не развивает какие–либо художественные традиции, а является по природе своей живым экспериментом, то и способы подачи продуктов данного направления весьма не стандартны.

Актуальное искусство — это по большей части публичный вид деятельности, в современном контексте «продукция для масс». То есть, все равно ни одно искусство без рефлексии народа не может существовать, но здесь это как никогда важно. Несмотря на то, что это весьма специфичный даже интеллектуальный род арт–деятельности, многие формы представления данного направления просто не могут быть реализованными без участия зрителей.

Эти формы проявления актуального искусства являются порой настолько непривычными для обывателя, что вызывают достаточно широкий спектр эмоций. Любое отношение к этому имеет право на существование. Для этого–то и создаются всевозможные акции, перформансы, хеппенинги. Их цель —д обиться того, чтобы человек абстрагировался от привычных рамок восприятия окружающего мира, очутился в нереальной, нестандартной среде.

Перфоманс (performance) — представление, где необходим относительно четкий сценарный план, подобие сцены, декораций. Перформанс — это не театр, но участники перформанса, как и драматические актеры, заранее знают, что и в какой последовательности им следует делать, с чего начинать и чем заканчивать.

Хэппенинг (от английского happen случаться, происходить) — событие (более точным переводом могло бы стать несуществующее слово «случаяние», т. е. то, что случается здесь и сейчас). В любом случае хэппенинг — художественное событие, лишенное и драматургии, и даже цели. Здесь о сценарии и речи не идет, никто из участников не может знать заранее, как будет развиваться событие и когда оно закончится. Все абсолютно непредсказуемо. Предполагается импровизация и зрительское соучастие.

Акционизм (производная от «акция», художественная акция). Одно из значений слова «акция» — действие, направленное на достижение какой–либо цели. Таким образом, художественная акция — это художественное действие, направленное на достижение художественной же цели. Акция, в отличие от перформанса, обходится без сценарной драматурги; а в отличие от хэппенинга — подразумевает наличие определенной цели. То есть, акционист далеко не всегда может предвидеть, как именно пройдет его акция, но он непременно знает, зачем он ее делает и какого результата (эффекта) хочет добиться.

Альтернативная мода — мода, которая альтернативна моде «прикладной», т. е. приспособленной для более–менее повседневных нужд человеческих. Альтернативная мода не является частью модной индустрии по той причине, что эту одежду невозможно носить вне подиума. Не для того ее создают, чтобы носить.

Изделия альтернативных модельеров являются эстетическими объектами и в то же время своего рода вызовом — по этой причине альтернативная мода, безусловно, является неотъемлемой частью актуального искусства.

Трансгрессияодно из ключевых настроений и поведенческих стратегий актуального искусства девяностых годов, новая форма художественной искренности, безжалостность художника к себе и к зрителю. Потеря контроля над собой как необходимая составляющая художественного жеста; непредсказуемость поведения художника — непременная часть сценария акции; невозможность полноценной коммуникации между художником и аудиторией — один из критериев успешности. Трансгрессия — это стратегия выхода за пределы познанного.

АПТАРТ (от слияния англ. — «apartment», «apt. » — квартира, «art» — искусство) — «квартирное искусство». Искусство, приспособленное для квартирных выставок; нередко даже производившееся именно с расчетом на только такой способ экспонирования: в начале и середине 80–х гг. ХХ. в. (эпоха расцвета АПТАРТа) неофициальным художникам по понятным причинам не приходилось рассчитывать на какие–либо иные выставочные пространства.

АПТАРТ — это и творческая среда, способствовавшая появлению новых идей и трансформации старых, и своеобразный элитарный клуб единомышленников, и «экспертный совет» — единственный в своем роде. То есть АПТАРТ заменил своим участникам нормальный художественный процесс. Все, что делалось в рамках АПТАРТа, и было художественным процессом.

Бедное искусство — термин всего лишь калькированный перевод итальянского «Arte Povera». Куннелиса и Мерца изобрели его еще в конце 60–х гг. ХХ. в.

«Бедным» здесь искусство называется не в тех случаях, когда у художника нет денег, хотя определенная причинно–следственная связь между «бедностью» искусства и безденежьем автора может иметь место. Потому что для создания предметов бедного искусства используются недорогие, или вовсе ничего не стоящие (природные, подручные) материалы, мусор, в изобилии имеющийся на любой городской свалке.

Медиа арт — медиа искусство, или media art, использует в качестве художественного поля современные коммуникационные технологии — такие, как интернет, телефонная связь, любой другой вид и формат передачи сигнала по проводам или через эфир. Новейшие телекоммуникационные пространства и привычные приборы (такие, как телевизор или пейджер) используются медиа–художниками в необычном ключе — на них возлагается основная роль при создании художественного произведения или акции. В понятие медиа искусства (или «искусства новых медиа») входят такие, например, его разновидности как: видео арт (искусство работы с видео– и телевизионными имиджами, конечный результат — видео арт фильм); телекоммьюникейшн арт — в качестве художественного пространства используются различные виды известных киберпространств (начиная с телефонного); искусство видеоинсталляций (публичный показ художественных «конструкций» из телевизионных и видео–приборов, подчиненных единой художественной задаче; net–арт, или сетевое искусство — художники делают сайты в Интернете (или в любой другой сетевой среде), которые представляют собой самостоятельные произведения искусства. При этом такие произведения не могут нормально существовать ни в какой иной среде, кроме сетевой. Его основа — не репрезентация, а коммуникация — интерактивное, вовлекающее, аудиторию электронное искусство [3].

Современное искусство развивается быстрыми темпами. Сейчас простому обывателю сложно уловить грань различия актуального искусства от современного. Многие искусствоведы до сих пор не определились в понятиях, которыми сейчас необходимо оперировать. Такие заблуждения и неопределенности не дают в полной мере публике осознать, что актуальное искусство тоже искусство, но другое, видоизмененное.

Актуальное искусство имеет множество форм проявления. Не все из них были неизвестны ранее до возникновения современного искусства. Многие из перечисленных форм поведения встречались еще с древности, но в то время их не отнесли бы к творческому выражению.

Литература

1. http://www.simple–movement.livejournal.com/profile

2. http://www.artmuseum.yar.ru

3. http://www.escapeprogram.ru/russian/index.html

4. http://www.art–data.ru

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы

Сайт SovetOK отличный источник свежих лайфхаков для каждого.