Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2008 Эстетическое образование (Секция 7) ФОРМИРОВАНИЕ ДИРИЖеРСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ–МУЗЫКАНТА (Гриняк А. П.)

Гриняк А. П.

Брестский государственный университет им. А. С. Пушкина

ФОРМИРОВАНИЕ ДИРИЖеРСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ–МУЗЫКАНТА

Хоровое искусство принадлежит к одной из основных областей культурного мира — духовной культуре, которая включает в себя сферу духовного производства и его результаты, влияющие, прежде всего, на развитие и совершенствование духовного мира человека, изменения в сфере общественного и индивидуального сознания. Возникнув в первобытном обществе как социально обусловленная форма человеческой деятельности, с помощью которой люди стремились решать какие–то практические задачи, искусство до сих пор занимает особое место в духовной жизни человека и влияет на все стороны сознания и деятельности.

Являясь одним из элементов художественной деятельности, хоровое искусство входит составной частью в художественную культуру, включающую в себя всю систему искусств в целом и каждый его вид в отдельности. Художественная культура, в свою очередь, является сферой целостной культуры

Основанием хорового искусства как вида художественной культуры является творчество. Хоровое искусство — это результат творческого процесса, основанного на принципе художественной интерпретации действительности. Причем автором хоровых произведений выступает не только отдельная личность, но и народ, в творчестве которого отразилось коллективное начало, стремление к истине и справедливости, к преображению действительности, к самовыражению и самоопределению.

Как форма духовной культуры, хоровое искусство способствует созданию и распространению духовных ценностей, образующих культурную сокровищницу человечества, потребность в которых исторически сформировалась как существенное свойство самой природы человека. Влияя на все стороны жизни человека, они определяют качество существования человека в обществе.

Искусство отличается от других форм общественного сознания тем, что в основе лежит художественный образ, определяющий его специфику. В хоровом искусстве художественный образ представляет собой результат обобщенного, коллективного восприятия явлений окружающей действительности и производит впечатление яркости, величия, общественной значимости переживаний, свойственных многим людям и обращенных к внутреннему миру и субъективному опыту каждого из воспринимающих.

Хоровое пение, по словам Т. М. Лежневой, как музыкальное искусство, способно раскрывать общий характер явлений действительности — грандиозность или хрупкость, величавое спокойствие или напряженный динамизм. В хоровом искусстве рождались замечательные и значительные образцы, способные воспринять и отобразить в музыкальных звуках все богатство и глубину жизни общества и отдельной личности [3, с. 13]. Являясь одной из форм общественного сознания, хоровое искусство способно отражать мысли и чувства общественного человека, его субъективный внутренний мир.

Одними из свойств хорового искусства являются его «общедоступность» и глубокий «демократизм». Доступность хорового пения объясняется тем, что голосовой аппарат — это «музыкальный инструмент», данный человеку от рождения и совершенствующийся вместе с его ростом и развитием. Им может владеть любой человек, желающий выразить свои чувства и отношение к явлениям окружающей действительности средствами музыкальной выразительности. Демократизм хорового пения выражается в том, что оно действует на людей независимо от их развития и образования, заражает всякого человека, на какой бы ступени развития он ни находился и к какому бы слою, классу или психологическому типу не принадлежал.

В хоровой музыке всегда сохранялись и передавались из поколения в поколение национальные традиции, находящие творческое осмысление в разнообразных хоровых жанрах. Понимаемые как социокультурное наследие, воспроизводящееся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени, они оказывают большое влияние на общественное развитие, воплощаясь в хоровых произведениях.

Пропаганда хорового искусства, выраженная в общественно полезной концертной деятельности, способствует развитию творческой активности народных масс, способных отдавать свою любовь к музыке, убеждения, знания, вокально–хоровые умения и навыки на благо обществу. Хоровое пение, как один из коллективных видов музыкального восприятия и творчества, укрепляет социокультурные параметры формирующейся личности через опыт интонационно–образного взаимодействия. Деятельность в постижении и воспроизведении хорового искусства приводит к качественно новым, социально значимым результатам, приводящим к саморазвитию и самореализации не только личности, но и целого поколения.

Большое значение уделяется хоровому пению в современных общеобразовательных школах Беларуси. По мнению профессора Ю. Б. Алиева, пение для ребенка является наиболее «естественным и простым способом проявления себя в музыке» [1, с. 30]. Современный технический прогресс предоставляет ребенку массу возможностей и средств для воспроизведения музыки и пения, однако, по словам Ю. Б. Алиева, технические средства наоборот, вызывают, усиливают и поддерживают музыкальную активность [1, с. 30]. В связи с этим особую актуальность представляет проблема дирижерско–хоровой подготовки будущих учителей музыки, т. к. именно на их плечи и ляжет забота о музыкальном и хоровом развитии детей.

Проблема дирижерской подготовки студентов музыкально–педагогических вузов выдвигает проблему общей профессиональной и музыкальной подготовки. По мнению профессора Л. Г. Арчажниковой, профессиональная подготовка учителя музыки должна представлять собой две взаимосвязанных части: психолого–педагогическую подготовку и музыкальную. Л. Г. Арчажникова говорит о единстве этих двух компонентов, как об основном принципе обучения на музыкально–педагогических факультетах. По ее мнению «концепция целостной системы подготовки учителя музыки, включающей единство общепедагогической и специальной подготовки, является теоретической основой эффективности процесса обучения на музыкально–педагогических факультетах» [2, с. 12]. Практически все исследователи, обращающие свои взгляды на подготовку учителя музыки сходятся в том, что основательная музыкальная подготовка должна сочетаться с психологическими и педагогическими знаниями.

Особую роль в музыкальной подготовке исследователи отводят дирижерско–хоровой подготовке будущих учителей музыки. Многочисленные аспекты данного вопроса, а также наличие многочисленных трудов по указанной проблеме, дают основания говорить о формировании дирижерской культуры будущего учителя музыки в рамках музыкально–педагогических факультетов. Многогранность проблемы дирижерской подготовки говорит о необходимости комплексного подхода к ее решению.

Одним из основных предметов, в рамках которого формируется и развивается дирижерская культура будущего учителя музыки, является хоровое дирижирование. Овладение дирижерскими жестами, умениями и навыками, работа с партитурами для различных типов и видов хоров предоставляют студенту значительные возможности для развития собственной позиции и собственного взгляда на дирижерскую подготовку, а также формируют представления о значении хорового дирижирования в дальнейшей практической деятельности. Однако рамками данного учебного курса не ограничивается дирижерская подготовка будущих учителей.

Значительные возможности для формирования дирижерской культуры предоставляет хоровой класс. Именно в процессе собственной практической деятельности, в процессе разучивания и исполнения разнообразных хоровых произведений у студентов формируются различные стили и приемы хорового исполнительства, в основе которых лежит, непременно, развитие певческих и хоровых навыков. В процессе данного курса студенты овладевают не только приемами репетиционной работы, на практике знакомятся с работой над хоровыми партиями и учатся планировать репертуар репетиционной работы с хором. На данных занятиях студенты в процессе собственного наблюдения и анализа делают выводы о работе преподавателя–дирижера, который на своем примере показывает действенность методики хорового развития личности.

Значительную теоретическую базу для дальнейшей практической деятельности и формирования дирижерской культуры предоставляет такой предмет, как хороведение. В процессе работы студенты знакомятся с историей развития хорового искусства в стране, узнают об элементах певческой техники, о строе, ансамбле в хоре и средствах его исполнительской выразительности. Из этого предмета студенты выносят знания о методах формирования вокально–хоровых навыков в детском коллективе, о специфике детского хора и основных принципах вокально–хоровой работы с детьми.

В Брестском государственном университете уже много лет проводится подготовка будущих учителей музыки общеобразовательных школ. Многие из выпускников кафедры теории и методики эстетического образования руководят детскими хоровыми коллективами. Процесс вокально–хоровой подготовки будущих учителей, а также формирование их дирижерской культуры постоянно совершенствуется и обогащается новыми методами, а в учебный процесс привносятся инновационные технологии.

Так, уже традиционным стал концерт студентов выпускного курса, на котором они представляют практическую работу с детским хоровым коллективом. Особенностью такой формы работы является ее самостоятельность: студенты сами находят детские хоровые коллективы (города или области), разучивают произведение и показывают его в стенах факультета. Несмотря на возникающие трудности, все студенты демонстрируют свои знания, умения и навыки владения хором, а также показывают организаторские способности. Необходимо отметить значительную ответственность, которая ложится на плечи студентов, организовывающих подобное мероприятие. Дирижирование детским хоровым коллективом является непременным условием для допуска к государственному экзамену по методике музыкального воспитания.

В 2008 г. кафедра теории и методики эстетического образования Брестского университета открыла несколько филиалов в средних общеобразовательных учреждениях — школах, лицеях и гимназиях. Такой шаг значительно облегчил сотрудничество и взаимосвязь вуза и школы, а также предоставил новые возможности в практической подготовке будущих учителей музыки. Так, теперь больше возможностей представляется в организации практической работы студентов — организация школьных практик, посещение уроков музыки ведущих учителей и т. д., что способствует формированию дирижерской культуры будущих учителей музыки. Наличие в школах детских хоровых коллективов и возможность постоянного изучения опыта учителей–практиков способствует не только формированию дирижерских навыков студентов, но и направляет их дальнейшее музыкально–педагогическое образование.

Литература

1. Алиев, Ю. Б. Пение на уроках музыки в школах: конспекты уроков, репертуар, методика / Ю. Б. Алиев. — М.: ВЛАДОС–ПРЕСС, 2005. — 431 с.

2. Арчажникова, Л. Г. Теоретические основы профессионально–педагогической подготовки учителя музыки: автореф. … д–ра. пед. наук / Л. Г. Арчажникова. — М., 1986. — 36 с.

3. Лежнева, Т. Н. Хоровое искусство как фактор инкультурации личности. — Автореф.… кан. культурологии / Т. Н. Лежнева. — Чита, 2006. — 23 с.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы

Опросы показали, что информация на тему гофрокороб 215х215х150 пользуется растущей популярностью.