Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2008 Средства массовой информации в обществе (Секция 4) ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ КОНЦЕПТА «ТРУД» В ГАЗЕТНОЙ ПЕРИОДИКЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ (Рухленко Н. Н.)

Рухленко Н. Н.

Белгородский государственный университет (Россия)

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ КОНЦЕПТА «ТРУД» В ГАЗЕТНОЙ ПЕРИОДИКЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Осваивая мир, человек членит окружающую действительность на существенные для практической деятельности, общения и познания фрагменты. К их числу относится и трудовая деятельность как одна из базовых характеристик ежедневного бытия.

«Труд» — это концепт, имеющий в русской культуре статус базового, определяющего развитие других концептов и всей идеосферы в целом. Труд для русского человека всегда имел особое значение. Именно этот вид деятельности играл огромную роль в становлении русского характера. СМИ в свою очередь играли особую роль в формировании представлений аудитории о труде, системе его ценностей и мотивов в различные периоды времени.

Содержание концепта «труд» во многом обусловлено состоянием общества, спецификой того или иного исторического этапа развития государства. Исследование данного концепта в СМИ (в том числе в региональных) позволяет воссоздать динамику психологического состояния общества в определенные периоды времени, ценностные ориентиры и концептуальное видение носителей языка. В данном случае представляется уместным и целесообразным обращение к социально–политическим факторам, реформам, экономическим преобразованиям, имеющим место как в государстве в целом, так и в конкретном регионе (в нашем случае на Белгородчине).

Учитывая все вышеизложенные факторы, мы постарались выявить систему ценностей и идеалов трудовой деятельности, транслируемых СМИ в сопоставлении тех ценностей, которые доминируют в общественном сознании в отношении к труду и профессиональной деятельности. Источником анализа послужили две областные газеты «Белгородские известия», «Белгородская правда» в период с 2005 по 2006 годы. Рассматривались прежде всего публикации, которые не просто освещают и так или иначе затрагивают тему труда, а рассказывают о существовании на территории области трудовых династий. За указанный период было выявлено 113 публикаций о трудовых династиях области.

Анализируя публикации о труде и трудовой деятельности в СМИ, мы тем самым исследуем одну из важнейших социальных систем, обусловливающих существование, историческое и прижизненное индивидуальное и социальное развитие общества в целом. Трудящийся человек является системообразующим фактором труда, соединяющим и оживляющим материально–технические, технологические и другие компоненты трудовой системы.

Ценность труда для общества и для отдельного человека не может быть одинаковой. Именно общество регулирует иерархию жизненных ценностей, поэтому труду как одной из базисных категорий формирования и функционирования общества отводилась в разные периоды истории весьма неоднозначная роль.

Так, например, привлечение к труду было актуальной целью советской пропаганды. Речь на страницах прессы шла о том, чтобы с помощью дальнейших трудовых усилий усовершенствовать себя и общество. Круг предикатов труда формировался в соответствии с задачей идеологии — представить труд как одну из главных форм жизни в государстве, основанном на принципах социализма, коммунизма. В соответствии с поставленной задачей осуществлялся и отбор определенных лексем, итоговое количество которых в газетных контекстах было сравнительно невелико и достаточно стабильно, например, ударный труд, самоотверженный, вдохновенный, честный, беззаветный, колоссальный, стахановский, напряженный, человек труда и т. д.

Понятие «труд» всегда осмыслялось с двух сторон — этнокультурной и идеологической. Этнокультурное понимание труда представляет труд как процесс, требующий усилий, при этом желательность/нежелательность зависит от представленных результатов.

Идеологические контексты актуализируют многочисленные идеологически окрашенные смыслы «внутренний долг», «потребность личности в условиях определенного времени» и т. д. Такого рода контексты переводят труд в сферу идеологически значимых и мифологизируемых понятий. Разделение труда, его специфика определяли многое — и классовую структуру общества, и систему господства, и принципы управления.

Однако в связи с радикальными изменениями, произошедшими в обществе в 90–е годы, отношение к труду, мотивация, система ценностей претерпевают определенные изменения.

Кризис общества, потеря ценностных ориентиров, разрушение идеалов не могли не отразиться на трудовой этике, обусловив кризис труда. Переход к рыночным отношениям определяет специфику механизмов формирования новых устоев жизни. Возникает новая социальная реальность, что с неизбежностью сопровождается освоением новых форм повседневной жизнедеятельности людей, их трудового поведения. Изменившийся характер межличностных взаимоотношений, возникающих в процессе труда, современная система мотивации и ценностей меняют трудовое поведение индивида и ценность труда для человека, всё это незамедлительно отражается и на характере публикаций, манере подачи журналистами информации. К раскрытию содержания понятия «труд» подходят весьма и весьма неоднозначно, переоценивают его роль в жизни общества.

Скрытая безработица, простои предприятий, с одной стороны, примитивная торгово–посредническая деятельность, с другой, вели к резкому расслоению общества и, как следствие, к росту социальной напряженности. Экономические и политические реформы, происходящие в стране, не могли не отразиться, как показывают газетные контексты общероссийских печатных СМИ, на ценностной ориентации людей и стали стимулом для кардинального изменения когнитивных признаков концепта «труд».

Однако в региональной прессе все вышеуказанные процессы практически не отразились. Освещение темы «труда», манера подачи информации несколько напоминают ушедшие советские времена, что отражается не только в определенных стереотипах мышления, но и в существовании на страницах белгородских газет речевых штампов, что проявляется не только в газетных контекстах (пошёл по стопам родителей, выбрал дедову профессию, поступил по совету родственников и т. д.), но и в рубриках, и заголовках («В труде мужали мужики», «При умелых руках дел хорош размах», «Хлеборобных дел мастер», «Глубокие корни», «И молоко руками добывают», «Бывалый печник» и т. д.). Так, ни в одном из материалов изученных белгородских газет в период с 2005 по 2006 годы нет указания на зарабатывание денег как стимулирующий мотив при выборе профессии и др.

Теме труда отводится более 50 процентов информации на страницах белгородских газет, правда, все чаще появляются публикации о трудовой деятельности руководителей разного рода предприятий, как государственных, так и частных. Публикации о простом труженике отходят на второй план.

Все эти годы в белгородских газетах существовали рубрики «Человек и его дело», «Люди Белгородчины», «Лучший по профессии», «Мир увлечений», «Вечные ценности» («Белгородские известия»); «Рабочий характер», «Крестьянская доля», «Убирай — не зевай», «Редкая профессия», «Дела сельские», «О героях былых времен» («Белгородская правда») и другие. Проводились конкурсы «Лучший культработник Черноземья», «Каменных дел мастера», «Человек года» и т. д.

При описании трудовой деятельности часто на страницах белгородской прессы встречаются материалы, выражающие признак отношения к труду и так или иначе характеризующие лицо, совершающее определенные трудовые действия (характеристика деятеля), а также сам труд, качество выполнения работы человеком.

«В школе у Гены Зимина лучше всего «шла» физика. Особенно, когда стали изучать электричество.

…Сам Геннадий Иванович Зимин биографию свою считает обыкновенной. Этот спокойный, несуетливый человек просто очень любит свое дело, которым занимается без малого 40 лет. Он не боится, что его профессия устареет, «выйдет из моды». В отрасль охотно идет молодежь. Его собственный сын — не исключение.

…Но и тогда, и сейчас, — подчеркивает Геннадий Иванович, — особое внимание уделялось технике безопасности. — Меня мой наставник М. Н. Колесниченко в первую очередь учил внимательности и осторожности. Три правила велел накрепко запомнить: беречь тех, кто находится у тебя в подчинении; следить за исправностью всех электроустройств; соблюдать противопожарную безопасность. Эти правила теперь уже я не устаю повторять молодым. В нашем деле без осторожности никак нельзя…

…В толковом словаре слово «мастер» объясняется как «специалист, достигший высокого искусства в своей деятельности».

— Так вот это — про Геннадия Ивановича, — заверяет руководитель предприятия. Действительно специалист… Действительно ответственный работник, имеющий множество почетных грамот и поощрений…

Однако круг интересов этого человека не ограничивается чисто служебными обязанностями. В свободное время Г. И. Зимин любит посидеть с книжкой. Его привлекает творчество Эрнеста Хемингуэя и Омара Хайяма» («Обыкновенная биография», «Белгородские известия», 15 сентября 2006 года, № 57).

Данный пример наглядно демонстрирует прежде всего качество выполняемой работы. Не забывает журналист дать в своей публикации и определенные штрихи к портрету главного героя не только как специалиста, профессионала, но и человека.

При освещении темы труда белгородские журналисты нередко обращаются и к тем основным моментам, на которых построена любая трудовая деятельность.

Прежде всего это ценности и ценностные ориентации, сформированные на основе различных потребностей и интересов. Из материалов видно, что даже если говорить об одной и той же профессии, интересы людей по отношению к ней будут разниться.

Содержание ценностей, в том числе и труда как жизненной ценности человека, зависит от культуры общества, его духовной и нравственной жизни, общественного сознания.

Ценности — наиболее фундаментальные характеристики культуры, высшие ориентиры человека, общества в целом. По мнению И. А. Стернина, ценности — это то, что как бы априори оценивается этнически коллективом как нечто такое, что «хорошо» и «правильно», является образцом для подражания и воспитания. Именно ценности побуждают людей к определенным действиям. Отклонение от ценностей, неразделение их, поступки, противоречащие ценностям, осуждаются общественным мнением, поэтому ценности следует рассматривать как социальные, социально–психологические идеи и взгляды, которые разделяются тем или иным народом и наследуются каждым новым поколением [4, с. 108]. На страницах белгородской прессы огромное внимание уделяется не только вопросу о ценности труда, но и о преемственности трудовых традиций, существовании трудовых династий. «Свой профессиональный выбор Галина Викторовна Теплицына сделала ещё в детстве. Скорее всего потому, что ее мама Зинаида Дмитриевна была учительницей младших классов в одной из школ г. Зуевка Кировской области. Маленькая Галя видела, как, вернувшись из школы, мама подолгу проверяла тетради, а утром, приготовив детям завтрак, спешила на работу.

Педагогом в их семье была и тетя Евдокия Максимовна, которая часто приезжала к ним в гости. Школьный дух буквально витал в их доме… Даже в детских играх я старалась подражать маме и была обязательно «строгой учительницей» для своих сверстников.

После школы Галина, долго не раздумывая, подала документы в Кировский педагогический институт… Здесь же познакомилась со своим мужем. На их студенческой свадьбе веселился весь курс. Сейчас Галина Викторовна преподает географию, а ее муж Владимир Петрович — учитель физической культуры.

Дочь Екатерина после окончания Санкт–Петербургского института осталась там преподавателем». («Приглашение к путешествию», «Белгородские известия», 15 ноября, 2006 года, № 98).

Стараются на страницах региональных СМИ отразить и квалификационное отношение членов социума к тому или иному поступку человека, в том числе и выбору профессии. Оценка его деятельности зависит от определенных ориентиров, норм, образцов, стереотипов поведения, принятых в конкретном обществе. Например, «И кажется невероятным, что поначалу он вовсе не помышлял о профессии хирурга. Не было в его детстве ни перебинтованных хвостов и лап братьев наших меньших, ни долга перед семейной врачебной династией. Отец был военным, но сыну поступать в Нахимовское училище отсоветовал…» («Один день доктора Петрова», «Белгородские известия», 12 апреля 2006 года, № 46). В данном случае газетный контекст даже опосредованно в достаточной мере отражает отношение социума к профессии военного.

Человек реализует ценностное отношение к миру через систему норм, на которые оказывают влияние окружающие природные условия, исторический опыт социального развития, национальный характер. Своеобразные системы норм находят отражение в языке, на страницах СМИ и выступают определяющим фактором вариативности национальных языковых картин мира.

Представленные на страницах белгородских газет материалы ярко отражают три группы ценностей, играющих существенную роль при выборе и освоении человеком профессии [3, с. 62—63]:

— индивидуальные (персональные, авторские): «он с детства мечтал о профессии агронома…уехал в Москву, где поступил в Тимирязевскую академию…» («И земля, и люди не в обиде», «Белгородские известия», 15 января 2005 года, № 4);

— микрогрупповые (в семье, между друзьями): «Василий Александрович Яровой, опытный старооскольский наездник. Сын Вячеслав не стремится подражать отцу, он просто чувствует себя его учеником. Отец как старший учит его быть всадником и быть человеком» («Мчатся кони, с ветром споря», «Белгородская правда», 23 августа 2006 года, № 122);

Из приведенных ситуаций следует, что одним из основополагающих факторов выбора дальнейшего рода деятельности является наследственная преемственность. Именно эта мотивация довольно часто является доминирующей, так как ребенок уже с детства связан с родителями не только эмоциональной связью, но ему с ранних лет прививается также потребность в профессиональной аффилиации (контакт, общение) [2, с. 54].

— макрогрупповые (социальные, ролевые, статусные и др.): «Для одноклассников Андрея Жигулева «математичка» была строгой и требовательной «училкой», только не для него. Во многом под её влиянием, выбирая между агрономфаком Белгородской сельскохозяйственной академии и физматом пединститута, он предпочёл последний» («Была бы крыша над головой», «Белгородские известия», 26 апреля 2006 года, № 45). В подобных случаях происходит идентификация образа «Я» с образом профессионала (представителя определенной профессии). Степень же идентификации может служить показателем отношения личности к данной профессии и силы профессиональной мотивации [1, с. 78].

Если мы говорим о публикациях, касающихся трудовых династий, то в подобного рода материалах превалируют именно микрогрупповые ценности, что подтверждается фразами: «к работе деда трёхлетний внук уже начинает проявлять интерес», «хлебороб Николай Иванович Денисенко воспитывает себе смену — внука Женьку», «она осталась в деревне и пошла по стопам матери», «планирует продолжить дело отца», «выбрал горняцкую профессии, прислушавшись к совету отца» и т. д.

В целом в контексте трудовой деятельности на страницах белгородской периодики рассматривается целый ряд вопросов. Это и мотивация труда, и отношение к труду, и ценностные ориентации работника, и трудовая мобильность, и адаптация, и многое другое.

Однако важно помнить, что признание ценности труда как сферы жизни само по себе не определяет реальную установку человека на конкретный труд, конкретное рабочее место и не указывает на то, рассматривает ли он работу как самоцель, видит ли в ней средство заработать на хлеб или средство социального продвижения. Ответы на эти и другие вопросы можно получить, если рассматривать труд в связи с другими жизненными ценностями.

Литература

1. Герасимов, А. В. Мотивация персонала к труду как проявление самореализации: дис. … канд. психол. наук / А. В. Герасимов. — Барнаул, 2003. — 192 с.

2. Кузнецова, И. В. Мотив аффилиации в межличностных отношениях: дис. … канд. психол. наук / И. В. Кузнецова. — СПб., 2006. — 200 с.

3. Кулинич, М. А. Британские и американские национальные ценности и их отражение в англоязычном юморе / М. А. Кулинич // Языковая личность: система, нормы, стиль. — Волгоград: Перемена, 1998.

4. Стернин, И. А. Коммуникативное поведение в структуре национальной культуры / И. А. Стернин // Этнокультурная специфика языкового сознания. — М.: ИЯ РАН, 2000.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы

помощь врача хирурга консультация