Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2008 Литература и фольклор (Секция 3) КОНЦЕПТ «ДОМ», «ОКНО» В СТИХАХ О ГОРОДЕ БЕЛОРУССКИХ ПОЭТОВ (Шульман Е. В. )

Шульман Е. В.

Могилевский государственный университет им. А. А. Кулешова

КОНЦЕПТ «ДОМ», «ОКНО» В СТИХАХ О ГОРОДЕ БЕЛОРУССКИХ ПОЭТОВ

Концепт пространства — один из структурообразующих элементов культуры. Ю. М. Лотман считал, что язык пространственных представлений в литературном творчестве относится к первичным и основным. Пространственные представления неизменно присутствуют в литературе, в связи с чем такие концепты определяются как константы.

Есть две философские трактовки пространства: ньютоновская и Лейбница. По Ньютону, пространство — «нечто первичное, самодостаточное, независимое от материи и не определяемое материальными объектами». В понимании Лейбница пространство — это «нечто относительное, зависящее от находящихся в нем объектов, определяемое порядком сосуществования вещей».

Художественное пространство — это пространство, которое живет внутри художественного произведения по собственным законам: оно разворачивается, искривляется, сворачивается вполне сознательно с целью получения нужных автору эффектов

Ю. М. Лотман считает, что это понятие не ограничивается геометрическим пространством: «художественное пространство представляет собой модель мира данного автора, выраженную на языке его пространственных представлений». Такое понимание пространства соотносится с пониманием Лейбница, более того, все искусство основывается на лейбницевском понимании пространства, именно оно «одушевляется человеческим присутствием…, прочитывается человеком». Пространство «обживается», а в язык попадает уже «очеловеченное» пространство: подошва горы, дорога, река, дом, сад.

Есть несколько направлений в исследовании пространства:

1) вся культура рассматривается как деятельность по организации пространства;

2) пространство связывают с картиной мира;

3) пространство соотносят с языковой картиной мира;

4) пространство изучают в рамках лингвистики текста;

5) пространство рассматривают как элемент структуры художественного текста.

Анализ пространства возможен через оппозиции: верх — низ, положительное — отрицательное, запад — восток, север — юг, внутренний — внешний, открытый — закрытый, близкий — далекий, свой — чужой, освоенное человеком — природное, этот мир — тот мир, реальное — нереальное.

По мнению Т. В. Цивьян, идея пространства неизбежно присутствует во всех понятиях, связанных с движением, и это тоже нашло отражение в творчестве. Чрезвычайно интересно рассмотреть совокупность представлений о пространстве, которое может проявляться разными способами — простор, родина, Минск, остров, дорога, сад, деревья, дом, комната, окно, коридор и т. д.

Наиболее тонко разработан концепт дом человека у Е. М. Верещагина и В. Г. Костомарова в книге «Дом бытия языка. В поисках новых путей развития лингвострановедения: концепция логоэпистемы». Дом у них — бытие, обитание, а жилище — жизнь, существование. Основная функция дома — защита (мой дом — моя крепость), но и ограничение. В качестве синонимов дома в различных ситуациях выступают: небоскреб, высотка, пятиэтажка, хрущевка, хата, пятистенка, землянка и т. д. Итак, дом — разновидность пространства, причем он ассоциируется сугубо со своим пространством, как–то отгороженным от внешнего мира. Дом служит связующим звеном в общей картине мира: с одной стороны, принадлежит человеку, с другой, связывает человека с внешним миром. Это как бы внешний мир человека, уменьшенный до размеров человека, т. е. здесь реализована триада: дом — человек — мир. Структура дома повторяет структуру внешнего мира. Дом — это мир, приспособленный к масштабам человека и созданный им самим.

Разнообразны виды дома: дворец, храм, башня, изба, крепость, хижина, строение и т. д. Элементы дома — крыша, дверь, окно, пол, порог и т. д. Интересно рассмотреть, что же такое дом в поэтической картине белорусских авторов.

Так, в стихотворении П. Панченко «Слова пра Мінск» пространство дома расширяется до масштабов города:

Мы дзецям горад свой перададзім,

Свой дом, свой дождж і месца на заводзе,

А хочацца звязаць усе стагоддзі

У сноп адзін,

Бо Мінск — мой дом — у нас адзін.

Во многих стихах белорусских поэтов дом — это не только жилище, но и остров покоя, который разрушается, гибнет во время Великой Отечественной войны.

Гарэлі дамы — астравы спакою.

Людзьмі крывавыя гаці гацілі.

Здавалася, што не будзе ніколі

Канца смяротнай гадзіне.

(Віктар Ліўземніекс «Мінск. Плошча Перамогі»)

Алексей Русецкий в стихотворении «Аб Мінску» акцентирует внимание на том, что многие дома — это напоминание о войне.

Неаднойчы вораг руйнаваў

І агнём цябе шалёным нішчыў;

Гмахамі з руін і папялішчыў

Назаўсёды ты цяпер пастаў —

Нездарма ж твой боль, і гнёў, і попел

Быў адчуты скрозь, па усёй Еўропе…

Нам яшчэ гаворыць кожны дом…

Созвучно и стихотворение Якуба Коласа. Использование автором сравнения и олицетворения (на ўзгорку будынкі стаяць, бы калекі, бляск вокан, вачэй іх пагас,…) подчёркивает неразделимость понятий дом–человек:

На ўзгорку будынкі стаяць, бы калекі,

Выносяць свой боль напаказ,

Бляск вокан, вачэй іх пагас,

І полымя збіла ім бровы, павекі.

Приведем примеры, в которых белорусские поэты используют широкий спектр синонимов слову дом:

Я жыву на вуліцы Маскоўскай…

Пад вясновым громам

І дажджом,

Адлюстрованы ў панелі коўзкай,

Там стаіць шматпавярховы дом.

(Аркадзь Куляшоў «Вуліца Маскоўская»)

Як палацы, тут дамы,

Сонца ў вокнах ззяе, —

Ні на які горад мы

Мінск не прамяняем.

(Алесь Бачыла «Самы лепшы горад»)

С концептом дома тесно связан концепт окна. Окно — это око в мир, расположенное в стене, которая перестает быть глухой, закрывать мир. У окна две функции: оно либо соединяет человека с миром, либо становится препятствием для такого соединения.

В белорусской поэзии — концепт окна — это и выход в мир, и защита от мира, и свет окна, и тьма, и сонное окно:

Сонца ў вокнах ззяе, —

Ні на які горад мы

Мінск не прамяняем.

(Алесь Бачыла «Самы лепшы горад»)

На асфальт ягоны люба выйсці,

Хоць бывае — ці акон святло,

Ці прысады ўзрушаны: «А калісьці,

У юнацтве… Гэта тут было…»

(Аляксей Русецкі «Аб Мінску»)

Сонное окно символизирует тишину, покой, умиротворенность

Гром я люблю,

Гром вясны, а не войнаў,

Болей жа — ціхіх світанкаў спакой.

Рана прачнуся.

Іду ля падвойных,

Сонных на ніжніх паверхах акон

(Міхась Калачынскі «На Мінскіх вуліцах»)

Итак, белорусская поэзия специфична в освоении пространства. Поэтические тексты очень разнообразны: в них представлены образы замкнутого и открытого, земного и космического, реально воображаемого пространств, а также пространство (дом, квартира и др. ) как конструктивная категория служит изображением фона событий.

Литература

1. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчество / М. М. Бахтин. — М., 1975.

2. Гачев, Г. Д. О национальных картинах мира / Г. Д. Гачев // Народы Азии Африки. — 1967. — №1.

3. Лавренова, О. А. Художественное пространство русской поэзии 18—19 вв. / О. А. Лавренова //Известия РАН. Сер. Географическая. — 1998. — №2.

4. Лотман, Ю. М. От редакции. К проблеме пространственной семиотики / Ю. М. Лотман // Труды по знаковым системам. — Вып. 19. — Тарту, 1986.

5. Лотман, Ю. М. О семиотическом механизме культуры / Ю. М. Лотман, Б. А. Успенский // Труды по знаковым системам. — Вып. 5. — Тарту, 1971.

6. Маслова, В. А. Поэт и культура. Концептосфера Марины Цветаевой / В. А. Маслова. — М., 2004.

7. Москальская, О. И. Грамматика текста / О. И. Москальская. — М., 1981.

8. Никитина, С. Е. Устная народная культура и языковое сознание / С. Е. Никитина. — М., 1993.

9. Топоров, В. Н. Модель мира / В. Н. Топоров // Мифы народов мира. — Т. 2. — М., 1992.

10. Флоренский, П. А. Анализ пространственности и времени в художественно–изобразительных произведениях / П. А. Флоренский. — М.: Прогресс, 1993.

11. Цивьян, Т. В. Лингвистические основы балканской модели мира / Т. В. Цивьян. — М., 1990.

12. Щукин, В. Миф дворянского гнезда. Геокультурологическое исследование по русской классической литературе / В. Щукин. — Краков, 1997.

13. Яковлева, Е. С. О некоторых моделях пространства в русской языковой картине мира / Е. С. Яковлева // ВЯ. — 1993. — №4.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы